При организации обучения детей, имеющих особенности психофизического развития, необходимо учитывать, что материал следует излагать максимально доступно и разнообразно. Оценка знаний проводится в щадящей самолюбие форме. Для восстановления побуждений к учебе задания целесообразно давать в четкой форме, сопровождая их планом выполнения, гарантируя будущие успехи.
Профессиональная компетентность педагогических работников заключается, безусловно, в знаниях психологических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Однако не менее важно педагогу никогда не упускать из виду, что он имеет дело с учащимися исключительными по имеющимся у них недостаткам, исключительными в отношении интеллектуального развития, характера и своеобразия внутреннего мира.
Помимо образованности в работе с учащимися, имеющими психические и физические нарушения, педагогу необходимы следующие качества:
- выдержка, терпение и умение довольствоваться небольшими постепенными успехами;
- заботливость, любовь к учащимся, толерантность, готовность оказывать непосредственную помощь в самообслуживании и пространственной ориентировке;
- наблюдательность, умение поставить себя в положение учащегося, проникнуть в мир его личности, понять его психическое состояние и др.;
- высокий уровень культуры речи: содержательность, правильность и образность речи, простота изложения, эмоциональность;
- коммуникативные способности: умение добиться взаимопонимания с учащимися;
- развитость педагогического внимания: умение ориентироваться в различных ситуациях, педагогическая гибкость, умение сдерживать свои отрицательные эмоции;
- педагогический энтузиазм, инициативность, готовность выполнять любую работу вместе с учащимися.
Помочь учащимся с особенностями развития овладеть профессией – это, прежде всего, воспринять и понять его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении.