Информация для родителей

Признаки суицидального поведения подростков и рекомендации для родителей

Несовершеннолетние дети, которые подумывают о самоубийстве, часто проявляют признаки этого, а наша с вами задача взрослых распознать тревожные симптомы и своевременно принять меры для предотвращения суицида. Поэтому мы с вами рассмотрим основные признаки, которые могут указывать на наличие суицидальных мыслей у детей и подростков.

1. Психические и эмоциональные признаки:

  • – трудности с концентрацией внимания (концентрация внимания последнее время ухудшилась),
  • – мысли о бессмысленности жизни, навязчивые мысли, чувство скуки,
  • – резкие перепады настроения,
  • – сильное чувство обеспокоенности, нарушения сна,
  • – сильное чувство вины или стыда, утрата престижа в группе сверстников, унижение,
  • – ощущение ненужности, одиночества даже в обществе других людей,
  • – жалобы на соматические недомогания (усталость, сонливость, боли в животе и др.)
  • – человек начинает ощущать себя лишним, обузой.

2. Речевые обороты (пессимистическая оценка прошлого и нынешнего состояния):

  • – «Уже слишком поздно» или «Я больше не могу», «Скоро все это закончится»,
  • – «Я хочу, чтобы меня все оставили в покое»,
  • – «Мне незачем жить»,
  • – «Никому нет до меня дела»,
  • – «Они не хотят иметь со мной никаких дел»,
  • – «Всем только лучше без меня», «Я никому не нужен», – «Ты меня не понимаешь!»

Не обманывайтесь внезапным улучшением состояния человека с суицидальными мыслями. Если вы заметили у человека перечисленные выше признаки, а потом он вдруг внезапно из депрессивного человека превратился в жизнерадостного, то это не говорит о том, что он взял себя в руки и вернулся к нормальной жизни. Резкая перемена может говорить о том, что человек смирился с идеей самоубийств.

3. Поведенческие признаки

Люди, планирующие самоубийство, могут пытаться завершить все свои дела, прежде чем совершить суицид:

  • – потеря интереса к хобби, увлечениям;
  • – резкое снижение успеваемости;
  • – исчезновения из дома, прогулы в школе;
  • – потеря энергии (может целый день провести в постели);
  • – необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду (перестает пользоваться косметикой, носит одежду темного цвета);
  • – раздавать вещи, которыми раньше дорожили;
  • – прощаться («Я скоро уеду далеко»);
  • -безрассудно себя вести, сознательно подвергать себя риску (перебегать дорогу вблизи автомобиля; чрезмерное употребление алкоголя, наркотиков; провокация конфликтов, драк; участие в беспорядках; членовредительство, порезы); – покупка нового лекарства (действуйте незамедлительно, так как он может покончить с собой в любой момент)

4. Кроме основных признаков есть дополнительные симптомы

  • – плохие отношения с родными;
  • – потеря близкого друга;
  • – рисование сцен смерти;
  • – резкое снижение успеваемости;
  • – расстройства приема пищи (анорексия, булимия);
  • – стрессовые жизненные ситуации (конфликты, угрозы, домогательства)

5. Основные факторы риска:

  • – если подросток находился в группе повышенного «риска» (попытка суицида), то он может совершить вторую попытку;
  • – если ребенок подвергался физическому или сексуальному насилию, то он более склонен к суициду;
  • – психическое или эмоциональное расстройство (депрессия, биполярное расстройство, шизофрения, паранойя и тому подобное). 90% случаев суицида связаны с депрессией или другим психическим заболеванием, а 66% людей, которые серьезно задумываются о самоубийстве, имеют некоторое психическое расстройство).

6. Факторы, удерживающие человека от суицидального поведения

  • – выраженная эмоциональная привязанность к родственникам, близким, друзьям;
  • – родственные обязанности, чувство долга;
  • – зависимость от общественного мнения (в том случае, если общественные нормы не допускают суицида);
  • – наличие планов на будущее, определяющих цель в жизни;
  • – внимание к собственному здоровью;
  • – представление о неиспользованных возможностях;
  • – духовные ценности.

Рекомендации родителям: «Как общаться с подростком?»

Основные правилакоторые необходимо учитывать взрослым при взаимодействии с подростками:

1. Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого подрoстка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. Если ограничения отсутствуют, это значит, что взрослые идут на поводу у ребёнка, допуская попустительский стиль воспитания, отнюдь не лучший.

2. Но! Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они обязательно должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

3. Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребностью в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых он часто уважает больше, чем мнение взрослых).

4. Правила, ограничения, требования, запреты, должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать, одним словом, начинают успешно манипулировать взрослыми.

5. Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

6. О наказаниях. От ошибок никто не застрахован, и настанет момент, когда Вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Помните, что степень наказания должна соответствовать серьёзности проступка, и здесь важно не переусердствовать. За один проступок наказываем один раз, а не припоминаем бесконечно чужие ошибки.

Необходимо выстраивать сo своим ребёнком добрые, по возможности доверительные отношения. Чтобы этого достичь, нужно:

1. Беседовать с подростком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживать своё желание критиковать, а любой порыв ребёнка что-либо с Вами обсудить, поощрять. Демонстрируйте уважение к подростку, как к личности.

2. Быть одновременно твердым и добрым. Взрослый должен выступать в роли не судьи, а советчика.

3. Снимать излишний контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. В случае гиперконтроля ответный гнев не приведёт к успеху, а скорее испортит отношения.

4. Поддерживать подростка. В отличие от награды поддержка нужна ребёнку даже тогда (и в первую очередь тогда), когда он не достигает успеха.

5. Иметь мужество. Изменение поведения требует практики, времени и терпения.

6. Демонстрировать доверие к подростку и уверенность в нем.

Как не стать егo врагом?

1. Главное в отношениях с подростком – ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позицию по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности.

2. Время безоговорочного авторитета взрослых безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться ваш авторитет, статус и конкретные действия.

3. Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ избежать больших проблем – быть готовым открыто обсуждать эти темы с ребёнком, говорить с ним на его языке и вместе находить иные пути для самоутверждения.

4. Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизм. Подросток воспринимает многое из происходящего с ним с большой долей трагизма. Поэтому ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Только не нужно высмеивать ребёнка или подшучивать над его чувствами. А вот посмотреть на любую ситуацию с позиции позитива буде полезно.

5. Если подросток захочет задать вопрос об отношениях с кем бы то ни было или спросить о том, что его волнует, не отказывайте ему в совете, но помните, что каждый вправе поступить так, как считает нужным.

Правила «заключения» договоров с подростком:

1. Договариваться нужно «на берегу» – до того, как ребёнок пойдёт гулять, в гости к друзьям, и т.д. Если Вы не успеете договориться во время – поезд ушёл. Бессмысленно требовать от ребёнка то, о чём заранее не договаривались.

2. Сразу определить, что является «штрафом» несоблюдения договора. Лучше всего штрафом выбрать уменьшение часов на встречи и прогулки с друзьями или проведение времени в Интернете, или наказание в виде непосещения любимого кружка, спортивной секции. Помните – ограничивая ребёнка, Вы повышаете значимость того, в чём ему отказываете.

3. В случае несоблюдения договора, Вы жёстко (не жестоко, а твёрдо и уверенно) напоминаете ребёнку об условиях договора и снова спокойно проговариваете вслух условия вашего договора («Спокойствие, только спокойствие», как говорил Карлсон). После этого Вы назначаете день, в который вступает в действие заранее оговоренный «штраф»: без эмоций, без торжества, без сожаления, без мстительных ноток в голосе (зачем эмоции – Вы же взрослый, опытный человек, который уже прошёл подростковый период и умеет себя сдерживать).

Что нельзя говорить ребенку

Остерегайтесь говорить подростку: «Ерунда, не стоит внимания». Подростки воспринимают окружающее гораздо острее, они еще не привыкли к мелким подлостям жизни. То, что кажется вам пустяком, для них может стать трагедией.

Избегайте фраз, которые можно истолковать буквально. Фразу «И зачем я тебя родила?» подросток может воспринять как то, что вы хотите его смерти.

Подросток должен быть уверен, что его любят, несмотря на то, что он делает что-то не так. «Меня не устраивают твои поступки, но не ты сам» – вкладывайте этот смысл во все ваши выговоры.

Даже в порыве гнева не говорите вашему ребенку, что вы от него устали, что он вас раздражает, и самое страшное – что вы его ненавидите… Не срывайте на подростке злость. В период полового созревания его нервы постоянно на пределе. Вашу ругань он может принять как сигнал «уйти навсегда». Что будет с вами?

Методика реагирования на раздражения и конфликтность подростка:

1. Дайте ему высказать свои возражения, пока его ворчание и слова не перешли в крик, слёзы и истерику. Если дошло дело до истерики, дайте ему прокричаться и выплеснуть свои эмоции по максимуму. Оставьте свои обиды – Вы же не маленький ребёнок, а взрослый человек, не принимайте близко к сердцу всё сказанное Вашим ребёнком – постоянно помните об изменениях его организма, не жалейте его, не ругайте, всем своим видом подавайте пример спокойствия и рассудительности. Учите его быть взрослым на собственном примере и тогда Вы станете для него авторитетом. Итак, теперь поймайте момент, когда ребёнок успокоится и сделает выжидательную паузу. В этот момент нужно делать следующий шаг.

2. Спокойно спросить – чем именно ребёнок недоволен, почему он не согласен и какой путь решения он видит. Подчеркнуть, что вариант решения проблемы должен быть выгоден и Вам и ему – вы же теперь взрослые люди и должны учитывать права друг друга.

3. Выслушать его, не перебивая (это очень важно!) и начать объяснять свою позицию словами – «Я тебя понимаю, но тогда что делать мне?» и объяснить «невыгодность» своей позиции, но учтите – она по-настоящему должна быть невыгодней позиции Вашего ребёнка.

4. Выслушать подростка ВНИМАТЕЛЬНО, если ему есть что сказать, если нет – резюмировать: «Я предлагаю сделать так-то и так» и озвучить позицию наиболее выгодную для вас обоих.

Повторить эту методику до полной договорённости точно по инструкции, не срываясь, не делая вид, а внимательно слушая, искренне воспринимая подростка, как равного Вам в правах взрослого человека.

С первого раза может не всё пойти гладко и что-то может совсем не получиться, но, как известно – практика, практика и ещё раз практика!

Не исключены сейчас Ваши возмущения: «это легко со стороны сказать, а вы попробуйте с моим», «мой ребёнок не такой – с ним невозможно договориться», «он ещё ничего не понимает, мне лучше знать, что ему надо».

Рекомендации по профилактике суицидального риска

Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Внимательно слушайте его: очень часто самоубийства совершаются из-за того, что ребенку просто некому рассказать о своей беде. Приложите усилия, чтобы понять проблему, попытайтесь успокоить его и определить пути выхода из сложной ситуации. Предложите свою помощь. Убедите его в том, что вместе вы сможете справиться с любыми трудностями.

Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать ответную агрессию. Предпочтительной формой воспитания является демократический стиль воспитания.

Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом.

Делайте акцент на позитивных моментах жизни, на светлых воспоминаниях из прошлого. Обратите внимание подростка на его успехи, на то, как близкие радуются за него, на то, как он важен, как вы его цените. Объясните, что его жизнь для вас самая дорогая в мире.

В значительной мере подростковый суицид предупреждают следующие факторы:

  • Регулярная занятость ребенка в интересных ему сферах. Посещение спортивных секций. Музыка, рисование, программирование и т.д.
  • Хорошие открытые взаимоотношения с родителями и сверстниками. Наличие постоянных друзей и авторитета в его окружении.
  • Успешное выполнение поставленных задач и целей (в спорте, учебе и т.д.), признание успехов окружающими, особенно близкими людьми.
  • Высокая личная ответственность за окружающих и социальная активность: шефство над малышами или стариками, ответственная должность в классе, активное участие в воспитании младших детей в семье и т.д. Подобная практика позволяет лучше выстроить систему приоритетов и определить жизненные цели, учит преодолевать трудности, бороться с ними и не впадать в уныние.
  • Если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете изменить, обращайтесь за консультацией к специалисту-психологу или психотерапевту.

Как сохранить оптимизм?

Оптимизм – мировоззрение, при котором любая ситуация и событие рассматриваются с положительной стороны. Для пессимиста стакан наполовину пуст, а для оптимиста он всегда наполовину полон. Оптимизм – это внутренняя убежденность, что все, что происходит, происходит во благо.

 Оптимист всегда смело идет к достижению своей цели. Он пытается свою энергетику передать окружающим, настроив их на оптимистичный лад.

Психология оптимиста

Несмотря на то, что все оптимисты отличаются позитивным отношением к жизни и событиям, психологи выделяют несколько форм оптимистического мышления.

  • Нереалистичный оптимизм – игнорирование всех фактов и частое принятие желаемого за действительное.
  • Наивный оптимизм – недооценивание рисков и последствий. Наивный оптимист говорит о событиях и вещах лучше, чем есть на самом деле.
  • Реалистичный оптимизм – самая здоровая форма, сочетающая оптимистическое мышление, здравомыслие и реализм. Реалистичный оптимизм способен увидеть положительное даже в самых сложных ситуациях.

Неважно, к какому типу оптимизма относитесь именно вы. Важно, что все три типа имеют более высокие шансы на успех практически во всех отраслях, крепкую иммунную систему и повышенную стрессоустойчивость. Медперсонал клиник нередко замечают, что оптимисты восстанавливаются после серьезных оперативных вмешательств гораздо быстрее и легче.

Как сохранить оптимизм. Прорабатываем необходимые навыки

Быть оптимистом полезно и увлекательно. Тем более, что около 30% позитивных установок являются генетически заложенными в каждого человека. Остальные 70% мы или сами нарабатываем, или прорабатываем с помощью простых упражнений.

Упражнение 1

Умение благодарить. Психологи рекомендуют завести дневник благодарности. В него вы должны записывать все свои переживания по той или иной ситуации и обязательно указывать, какие положительные последствия они имеют.

А вот второй способ развития умения благодарить еще легче и проще. Ложась спать, мысленно скажите прожитому дню «спасибо» за все, что было в течение дня. За то, что ваши родные и близкие живы и здоровы. За то, что вы смогли справиться со всеми трудностями, возникшими на протяжении дня.

Упражнение 2

Умение мыслить позитивно всегда. Даже если первая реакция на событие у вас негативная и пугающая, не стоит заострять на ней внимание. Постарайтесь найти положительные стороны в происходящем. Каждое утро начинайте с того, чтобы зарядить себя позитивом на весь день.

  • Слушайте любимую музыку.
  • Сделайте легкую утреннюю зарядку.
  • Примите душ.
  • Приготовьте себе яркий и вкусный завтрак.

Кстати, кто-то смеется с привычки петь в душе. А вот психологи считают, что такое поведение положительно влияет на настроение и дает заряд позитива на весь день.

Упражнение 3

Замена негативных мыслей на позитивные. Не стоит подавлять негативные мысли, лучше сознательно менять их на позитивные. Постарайтесь исключить из обихода фразы по типу «Я не когда не смогу», «У меня не получится» и т.п. Психологи рекомендуют использовать фразы «Я постараюсь это сделать» или «Я сделаю все, что смогу».

Упражнение 4

Регулярная медитация. Если у вас есть опыт медитации, то это упражнение точно не вызовет затруднений. Уединитесь в тихом и спокойном месте. Расслабьтесь и погрузитесь в свои мысли. Попробуйте взглянуть на сложную ситуацию с новой точки зрения. Рассмотрите спокойно все позитивные и негативные стороны. Сконцентрируйте внимание именно на положительных моментах.

Упражнение 5

Работа с окружением. Не стоит минимизировать общение с пессимистами. Стоит попробовать помочь им стать оптимистами. Но если же человек из вашего окружение продолжает быть для вас токсичным, максимально сократите время общения с ним.

Упражнение 6

Позитивные беседы. В современном мире хватает поводов для негатива. И очень часто наши разговоры помимо нашей воли уходят в негатив. Психологи рекомендуют внимательно следить за темами, на которые вы общаетесь с друзьями и коллегами. Постарайтесь максимально сократить все негативные темы для обсуждения, заменив их на разговоры об успехах (своих и окружающих), о достигнутых целях или приятных вещах. Чем больше вы говорите о хорошем, тем больше его в вашей жизни будет.

Упражнение 7

Все внимание на позитив. В любой сложной ситуации в первую очередь ищите положительные стороны. Какой бы сложной и тяжелой не была ситуация, в ней всегда есть небольшая положительная часть – вам важно ее найти и удержать. Именно умение находить позитив позволяет сохранить уверенность в любой ситуации.

Упражнение 8

Несогласие. Простое упражнение, которое рассчитано на проработку умения оценивать ситуацию и ее последствия. Ваша задача – опровергнуть негативное развитие событий для самого себя и придерживаться позиции позитивного развития событий. У вас нет причин видеть вещи в черном цвете. Есть очень много градаций серого.

Упражнение 9

Я – реалист. Видеть во всем происходящем только негатив или позитив – не самый лучший вариант. Для оптимистичного мышления необходимо быть реалистом и уметь рассматривать все возможные варианты развития событий. Если вероятность развития негативного сценария достаточно высока, вспомним упражнение 2 и попробуем найти положительные стороны.

Упражнение 10

Улыбаемся и машем! Вспомните пингвинов из знаменитого мультфильма. Они никогда не сдаются и не унывают. Улыбка – мощное оружие против пессимизма и негатива. Улыбаясь, вы улучшите не только собственное психоэмоциональное состояние, но и поможете выйти из тяжелого состояния окружающим.

Упражнение 11

Работаем над своей уверенностью. Для кого-то аутотренинг кажется ерундой и шуткой. А на самом деле – это мощное оружие повышения собственного оптимизма и уверенности. Ежедневно давайте себе установку, что вы можете повлиять на происходящее и улучшить ситуацию. Верьте в собственные силы. И все будет именно так, как вы запрограммируете.

Упражнение 12

Язык тела. Не позволяйте себе сутулиться и свешивать голову вперед. Это поза неудачника. А вы – человек, уверенный в себе и в своих силах. Так что расправьте плечи, поднимите голову и смело шагайте навстречу самым лучшим моментам вашей жизни!


Памятка (подростку)

Чтобы не стать жертвой насилия, соблюдайте несколько правил:

Собираясь провести вечер в незнакомой компании, возьмите с собой приятеля, в котором вы уверены.

В начале вечеринки предупредите всех, что не уйдете не попрощавшись.

Если вы покидаете компанию с кем-то, то скажите друзьям, с кем.

Доверяйте своей интуиции. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то это может быть потому, что вы не чувствуете себя в безопасности.

Установите для себя четкие пределы: чего вы хотите, а чего не позволите.

Сохраняйте способность принимать ясные решения и правильно реагировать в любой ситуации.

Ведите себя уверенно. Вы имеете право думать и заботиться о себе, даже если этим вы можете задеть чувство другого.

Если есть возможность, чтобы вас встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею (это придаст вам большей уверенности, и вы сможете лучше контролировать свои действия). Не пользуйтесь в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попросите провожающего запомнить или записать номер автомашины.

Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют тревожные для вас знаки, которые могут насторожить, например неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Будьте осторожны, если кто-то: находится к вам слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта, который вы в связи с этим испытываете; пристально смотрит на вас и демонстративно разглядывает; не слушает того, что вы говорите, и игнорирует ваши чувства; ведет себя с вами как хороший знакомый, хотя это не так. Обращая внимание на знаки подобного рода, вы можете уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других местах. Такая ситуация может сложиться, когда вы встречаетесь с кем-то впервые, идете в кино или на дискотеку, находитесь в компании друзей или знакомых.

Если вы находитесь с кем-то, кто заставляет вас чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует ваши чувства или выказывает неуважение к вам каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.

Советы для подростков

  • Будь очень осторожен с людьми, предлагающими свою дружбу. Помни, что, когда ты чувствуешь себя одиноким или угнетенным, ты – простая цель для негодяя, который притворно будет заботиться о тебе.
  • Никогда не принимай приглашения в безлюдные или неизвестные места. Будь осторожен с людьми, предлагающими тебе работу со слишком хорошей оплатой. Если хочешь подработать, найди работу через знакомых. 
  • Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди, даже если они обещают сделать тебя знаменитым и говорят, что все знаменитости так начинали. 
  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомцами. 
  • Гуляй в группах или с другом. 
  • Всегда сообщай родителям, где Вы с друзьями собираетесь быть, и сообщай им об изменении планов. 
  • Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать. 
  • Доверься интуиции, если тебе страшно, значит, на это есть причины.

Профилактика домашнего насилия

Домашнее насилие – это умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания.

Пострадавший от домашнего насилия – гражданин, которому в результате совершения домашнего насилия причинены физические и (или) психические страдания.

Действия психологического характера – воздействие на психику посредством угрозы, унижения чести и достоинства, совершения иных аморальных действий, которые объективно дают основания гражданину опасаться за свою безопасность или безопасность близких ему лиц.

Действия сексуального характера – посягательство на половую свободу или половую неприкосновенность.

Действия физического характера– причинение телесного повреждения, боли, мучений, нанесение побоев.

Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования, но не всем удается ее сохранить.

При этом нередки случаи, когда убийцами становятся спокойная, милая женщина, уставшая от мужа-тирана, или ребенок, над которым постоянно издеваются родители.

На данный момент решение проблемы домашнего насилия в Республике Беларусь регулируется следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Конституция Республики Беларусь;
  2. Уголовный кодекс Республики Беларусь;
  3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
  4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
  5. Гражданский Кодекс Республики Беларусь;
  6. Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
  7. Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании».

Все люди имеют право жить БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.)

За совершение насилия в семье предусмотрена ОТВЕСТВЕННОСТЬ, в том числе и уголовная.

Ежегодно в Беларуси регистрируется около 400 причинений легких телесных повреждений (статья 153 Уголовного кодекса Республики Беларусь, наказывается вплоть до ареста на срок до трех месяцев) со стороны членов семьи и близких.

Убийство наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.

Не допускайте насилие в любом его проявлении. Помните: каждое преступление обязательно влечет заслуженное и справедливое наказание, а сожалеть о случившемся будет уже поздно. Остановить насилие в Ваших силах.

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ – ЭТО НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

Как не стать жертвой домашнего тирана? Что делать, если в Вашей семье уже имеет место насилие?

  1. Если сложилась критическая ситуация, то постарайтесь незамедлительно покинуть квартиру.
  2. Попросите соседей, которым Вы больше других доверяете, чтобы они вызывали милицию, если услышат из Вашей квартиры крики.
  3. В случае же, если Вы не можете выйти из квартиры, необходимо:
  • запереться в ванной с телефоном и попытаться вызвать милицию;
  • позвонить друзьям или соседям и попросить их прийти на помощь;
  • открыть окна, попытаться привлечь внимание прохожих;
  • если Вам удалось попасть на лестничную площадку, то звоните во все двери, зовите на помощь. Даже если никто не выйдет, это может остудить нападающего, а у Вас будут свидетели в случае, если вы обратитесь в милицию.

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

 Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например, алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников.

Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации. Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семьёй сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

  • состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
  • особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
  • низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
  • отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
  • задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
  • заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?».



Молодежь против наркотиков!

 

Алгоритм организации образовательного процесса в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования с применением информационно-коммуникационных технологий

Помощь рядом!

Если ты (или твой друг) попал в беду и сейчас осознаешь, что несвободен – находишься в зависимости от наркотиков, алкоголя или табака, столкнулся с насилием, тебе плохо и не с кем поговорить, – есть выход. Любому человеку, попавшему в беду, нужна помощь.

Предлагаем тебе координаты организаций, где нужно искать и можно найти квалифицированную помощь.

1. Телефон доверия – 92-62-85
Психоневрологический диспансер УЗ «Борисовская ЦРБ»

2. Телефон психологической службы –73-11-11
Территориальный центр социального обслуживания населения Борисовского района

3. Телефон доверия – (круглосуточно)

8-017-202-04-01, 8-029-899-04-01 (МТС)
Минский областной клинический центр «Психология-наркология» 

6. Экстренная психологическая помощь в г. Минске:

для взрослых 8-017-290-44-44 (круглосуточно)

для детей и подростков 8-017-315-00-00

7. Телефон доверия – 165

центр здоровья подростков и молодежи «Доверие» ГУО «Социально-педагогический центр Борисовского района»

СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»   

Уважаемые жители г. Борисова, если Вам известны факты неудовлетворения жизненных потребностей ребенка в семье, оставление детей без присмотра, в случаях представляющих угрозу жизни и здоровью детей не оставайтесь равнодушными, сообщите об этом в ГУО «Социально-педагогический центр Борисовского района» по телефону 165

Уважаемые родители!

iВ современной жизни мы видим изменение традиционных ориентиров, и семейных ценностей, часто с замещением на приоритеты общества конкуренции и потребления, отсутствие стабильности и уверенности в завтрашнем дне, эмоционально стрессовые условия жизни большинства семей. Успешность требует огромного перенапряжения сил, и, как следствие, приводит к повышению уровня тревоги и агрессии, срыву адаптации и росту психических расстройств, а также к увеличению количества проблемных семей.

В свою очередь, под гнётом наших проблем, наиболее уязвимы и сильнее страдают наши дети. Пагубно сказывается наша занятость на работе, отсутствие сил и времени на воспитание, отсутствие эмоциональной близости, тепла и принятия своих детей, игнорирование их базовых потребностей, замена положительного родительского примера на эпизодические «морали», предоставленность детей и подростков самим себе. Важно с самого раннего возраста ребенка создание и возрождение общих с ребенком семейных ценностей и традиций именно Вашей семьи. Стоит обратить внимание на организацию занятости детей и подростков, с посещением кружков, секций, клубов по интересам и увлечениям.

Ребёнок и подросток также подвержен большому влиянию средств массовой информации: с телеэкранов и мониторов компьютеров на него льётся поток криминала, насилия, и «красивой» глянцевой жизни. Поэтому важно ограничение потока передач, посвящённых криминальной тематике с заменой их на позитивные программы об истинных семейных, культурных и духовных ценностях и формировании здорового образа жизни.

Помните, если ребёнка не воспитывают в семье – его «воспитывает» значимая для него группа сверстников, часто это проблемные подростки.

Значимым психологическим фактором риска является и сам подростковый возраст, переход от опекаемого детства к самостоятельности, поиск своего «я» и смысла жизни, он обнажает и обостряет слабые стороны личности, делает ее особо уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды.

007

Подростков, не получающих поддержки и понимания в семье и обществе, начинают одолевать одиночество, депрессия, чувство вины, стыд, с которыми они не в состоянии справиться сами. В поисках выхода они могут думать об уходе из жизни. Попытка самоубийства может помочь подросткам привлечь к себе максимум внимания, в котором они так нуждаются, особенно от значимых в их жизни близких людей. Даже любовь, которую не принимают и не понимают, подростки могут выражать – жертвуя собой.

Общественная значимость проблемы детских суицидов столь велика, что в борьбу за жизнь детей должны включиться все: общественность, государство, церковь, школа, специалисты.

495_19244Однако основную причину детских самоубийств нужно искать внутри семьи, поэтому первыми и главными защитниками детей от суицидов и от любого неблагополучия должны быть родители.

Решение проблемы всегда начинается с серьезной работы самих родителей по решению проблем взаимопонимания с собственными детьми. Важно делами доказывать ребёнку, что он любим всегда и безусловно!

Какой бы тяжелой ни была конфликтная ситуация, она пройдет и не закончится суицидом, если ребенок видит и знает, что может найти поддержку в семье.

За необходимой Вам помощью в разрешении сложных семейных проблем, гармонизации воспитательных подходов, поиске ресурсов семьи Вы можете обратиться к специалистам (психологам, социальным педагогам, педагогам – психологам, психиатрам, психотерапевтам). Неформальную помощь и семейный патронаж могут оказывать также специалисты органов опёки и попечительства, аппарата уполномоченного по правам ребёнка, совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О НАЛИЧИИ СУИЦИДАЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ:

img1

  • появление чрезмерной деятельности или, наоборот, безразличия к окружающему миру;
  • появление неспособности сосредоточиться в школе, прогулы уроков; потеря интереса к учёбе;
  • появление неряшливости и отсутствия желания ухаживать за собой;
  • ранее не свойственные заметные нарушения сна и аппетита;
  • появившееся устало – тоскливое выражение лица, «потухший взгляд», тихий монотонный голос;
  • резкие смены настроения, появление ранее не свойственных грусти, уныния, тоски с чувством отчаяния, безысходности; либо тревоги, беспокойства, плаксивости; или раздражимости, враждебности;
  • добровольная изоляция, избегание контактов и общения с близкими, друзьями, одноклассниками и окружающими людьми;
  • потеря интереса к хобби, увлечениям и занятиям, ранее доставлявшим им удовольствие;
  • пессимистическая оценка своего прошлого и настоящего, с отсутствием планов на будущее;
  • дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;
  • стремление привести в порядок все дела;
  • стремление помириться с давними врагами;
  • сужение внимания на одной теме, заинтересованность вопросами смерти, фантазии о ней и увлечение «тематическими» стихами;
  • косвенные намеки о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Вам больше не придется обо мне волноваться» и т.п.;
  • прямые разговоры о смерти: «Я не хочу жить», «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить» и т.п.

Если Вы отметили у своего ребенка несколько факторов риска – незамедлительно обращайтесь за консультацией и помощью к специалистам.

Помните, Жизнь и здоровье Вашего ребёнка – самая большая ценность!!!

Рекомендации для родителей по профилактике подростковых суицидов.

slide_7

  1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
  2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
  3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
  4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
  5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
  6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.

Поэтому совет родителям прост и доступен: “Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе”.

Антисуицидальные факторы личности

Еще одно средство для повышения суицидального иммунитета – выработка у ребенка антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов.

Антисуицидальные факторы личности – это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:

  • эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
  • выраженное чувство долга, обязательность;
  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
  • учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
  • убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
  • наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
  • наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
  • психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
  • наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
  • проявление интереса к жизни;
  • привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
  • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
  • планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
  • негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

200

Для формирования антисуицидальных установок следует:

  • постоянно общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями;
  • вселять уверенность в свои силы и возможности;
  • внушать оптимизм и надежду;
  • проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием;
  • осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

201

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию?

– Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком (подробнее см. в книгах 1-4 из списка литературы).

– Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).

– Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).

– Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.

– Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.

– Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях.

– При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации).

Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.

Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Например, в большинстве случаев завершенных подростковых суицидов родители отмечали, что у ребёнка был грустный голос или он пришёл из школы заплаканный, но они не придали этому должного значения. Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело.

 

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии:

  • Успокоиться самому.
  • Уделить всё внимание ребёнку.
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  • Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
  • Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

 

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки:

1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2) Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»

3) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось

4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг

5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

 

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии:

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?…». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»
  2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
  3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
  4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
  5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
  6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»