Если в ходе диагностики и общения с ребенком было выяснено, что у ребенка заниженная самооценка, вот комплекс простых упражнений, которые могут повысить самооценку:
Визуализация
Если представить, что у вас уже что-то есть, то шансы получить это увеличатся. Отчасти так и есть. Это называется визуализацией.
Если вы начнете представлять, как вам вручают приз «Лучший друг в мире», то, скорее всего, со временем действительно станете более надежным другом. Благодаря своим мечтам вы задумаетесь о том, кто же такой хороший друг, и станете прилагать чуть больше усилий, чтобы стать им. С самооценкой все работает точно так же.
Американская актриса Габури Сидибе рассказала, что однажды она просто решила полюбить себя, не оглядываясь на мнение других. И это сработало. Попробуйте тоже.
Смените минус на плюс
Есть ли у вас склонность к самокритике? Потренируйтесь заменять критические или неодобрительные мысли на более приятные. Это поможет переключать внимание с минусов на плюсы. Вот примеры:
Минус: «Ну почему я всегда так сильно опаздываю! Наверно, мне уже ничего не поможет».
Плюс: «Ладно, у меня плохо получается приходить вовремя. Но мне хорошо удается многое другое. В следующий раз, когда будет важно прийти в назначенное время, я постараюсь встать на 15 минут раньше».
Минус: «Я такая страшная. Никто не захочет со мной встречаться».
Плюс: «Я виртуозно решаю сложные проблемы, и друзьям всегда со мной весело. И это здорово!»
Пять пальцев
Обведите свою кисть, на пальцах запишите ответы.
Большой: 3 качества, которые ценят в тебе другие
Указательный: 3 примера твоей доброты к себе
Средний: 2 приятных фразы, которые ты хочешь себе сказать
Безымянный: 2 вещи, которые тебя радуют
Мизинец: 3 качества, которые тебе нравятся в себе
И напоследок совет для родителей. Если мы хотим, чтобы у наших детей была адекватная самооценка и они были счастливы, то должны начать с себя — проявить к себе доброту и полюбить себя.
Три шага
Как же тренироваться? В основе самооценки всегда три вещи:
- Сочувствие. Проявите сочувствие к себе. Будьте доброжелательным другом, который поддерживает, а не врагом, который осуждает.
- Принятие. Примите в себе как достоинства, так и недостатки. И то и другое есть у всех людей. А ваш набор делает вас уникальными.
- Внимание. Думайте о том, что вам нравится в себе, и не зацикливайтесь на том, что не нравится.
Актуализация
Необходимо ответить на необычные вопросы о себе.
- С каким цветком вы можете себя сравнить?
- Каким предметом вы можете себя представить?
- Каким сказочным героем?
- Каким животным?
- Каким временем года?
- Каким музыкальным инструментом?
- Каким литературным жанром вы могли бы быть?
- Каким природным явлением?
- С каким литературным персонажем вы могли бы себя сравнить?
- Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево?
- Какое качество вам больше всего в себе нравится?
- Какое качество в себе вы хотели бы развить?
- Какое качество в людях вам больше всего нравится?
- Какие у вас увлечения?
- Чем бы вы хотели еще заниматься и почему?
Упражнение «Зато я»
Цель: осознание ресурсов своей личности, возможностей для саморазвития. Идеальных людей не бывает, у всех нас есть свои недостатки или какие – то качества, которые мы воспринимаем как таковые. Сейчас возьмите лист бумаги, и напишите какие, по вашему мнению, у вас есть недостатки или то, что вам в себе не нравится, начиная со слова «Я». Запишите их. Почему вы думаете, что это недостатки? Чем эти качества мешают вам? А сейчас продолжите каждое предложения, начиная со слов: «зато я…».
Обсуждение: как можно компенсировать свои недостатки? Все ли, что нам в себе не нравится, является недостатками? Почему?