Индивидуальная встреча с родителями

Психолог рекомендует:

Как вести себя, если возникла проблемная ситуация, и вы встретились с родителями для неприятной беседы?

  • Старайтесь никогда не употреблять слова «вызвать родителей в лицей»! Ваша встреча не должна быть наказанием для ребенка. Всегда приглашайте их поговорить. И обязательно – заранее.
  • Приглашая родителей в учреждение, спросите себя: что я хочу получить в результате? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит, прежде всего, вашу работу.
  • Во время обсуждения в присутствии ребенка помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере, на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно!
  • Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах.
  • Побольше конкретики! Cтарайтесь не употреблять неопределенных выражений типа “плохо себя ведет”, “не хочет учиться”. Выражайтесь ясно: “Не сделал два домашних задания по математике”, “Отказался отвечать на уроке химии” и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка.
  • Совместно с родителями определите дальнейшие пошаговые целенаправленные действия. Если родители поймут, что вы способны оказать им реальную помощь, их доверие к вам как к специалисту возрастет. Они будут чаще обращаться к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье.
  • Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие, когда закончится “разбор полетов”, – этим вы лишь настроите детей против себя. Как результат: дети приложат все усилия, чтобы ваши дальнейшие встречи с их родителями не состоялись.
  • Обсуждая неприятный поступок ребенка, спросите себя: нет ли здесь вашей вины как более мудрого и опытного человека? Дети многое делают по незнанию!
  • Не обижайтесь, если родители при встрече будут излишне эмоциональны. В конце концов, они доверяют вам самое дорогое, что у них есть – своих детей.
  • Заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли ожидания участников от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на вас ученик завтра?
  • Помните о перспективах. В конце концов, дети вырастают, их шалости забываются, а испортить отношения можно навсегда.
  • И последний, самый главный совет: улыбайтесь почаще! Это всегда как-то располагает к Диалогу…

Работа педагога с учащимися, имеющими особенности психофизического развития

 При организации обучения детей, имеющих особенности психофизического развития, необходимо учитывать, что материал следует излагать максимально доступно и разнообразно. Оценка знаний проводится в щадящей самолюбие форме. Для восстановления побуждений к учебе задания целесообразно давать в четкой форме, сопровождая их планом выполнения, гарантируя будущие успехи.

Профессиональная компетентность педагогических работников  заключается, безусловно, в знаниях психологических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Однако не менее важно педагогу никогда не упускать из виду, что он имеет дело с учащимися исключительными по имеющимся у них недостаткам, исключительными в отношении интеллектуального развития, характера и своеобразия внутреннего мира.

Помимо образованности в работе с учащимися, имеющими психические и физические нарушения, педагогу необходимы следующие качества:

  • выдержка, терпение и умение довольствоваться небольшими постепенными успехами;
  • заботливость, любовь к учащимся, толерантность, готовность оказывать непосредственную помощь в самообслуживании и пространственной ориентировке;
  • наблюдательность, умение поставить себя в положение учащегося, проникнуть в мир его личности, понять его психическое состояние и др.;
  • высокий уровень культуры речи: содержательность, правильность и образность речи, простота изложения, эмоциональность;
  • коммуникативные способности: умение добиться взаимопонимания с учащимися;
  • развитость педагогического внимания: умение ориентироваться в различных ситуациях, педагогическая гибкость, умение сдерживать свои отрицательные эмоции;
  • педагогический энтузиазм, инициативность, готовность выполнять любую работу вместе с учащимися.

Помочь учащимся с особенностями развития овладеть профессией – это, прежде всего, воспринять и понять его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении.